Главная /
Ассемблер /
Для чайников /
Системы счисления /
Шестнадцатеричная система счисления
Как мы увидели выше, с двоичным числом удобно работать при поразрядных операциях, однако
запись двоичного числа получается довольно громоздкой. Чтобы немного упростить жизнь
программистам, была придумана шестнадцатеричная система счисления, которая использует 16 цифр:
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F
Соответственно, основание шестнадцатеричной системы равно 16.
Шестнадцатеричное число является компактным и лёгким для чтения.
Его легко преобразовать в двоичное и наоборот. Каждый разряд шестнадцатеричного числа – это
тетрада. Каждую тетраду легко преобразовать в двоичное число и наоборот (см. таблицу 2.3).
Таблица 2.3. Преобразование чисел.
Десятичное |
Двоичное |
Шестнадцатеричное |
0 |
0000 |
0 |
1 |
0001 |
1 |
2 |
0010 |
2 |
3 |
0011 |
3 |
4 |
0100 |
4 |
5 |
0101 |
5 |
6 |
0110 |
6 |
7 |
0111 |
7 |
8 |
1000 |
8 |
9 |
1001 |
9 |
10 |
1010 |
A |
11 |
1011 |
B |
12 |
1100 |
C |
13 |
1101 |
D |
14 |
1110 |
E |
15 |
1111 |
F |
В конец шестнадцатеричного числа принято ставить букву h. Таким образом мы
можем отличить шестнадцатеричное число от чисел в других системах исчисления. Например
11 – десятичное число 11
11b – двоичное число, которое эквивалентно десятичному числу 3
11h – шестнадцатеричное число, которое эквивалентно десятичному числу 17
В исходных кодах программ на ассемблере, если шестнадцатеричное число начинается с буквы,
то перед ним нужно поставить ноль, иначе ассемблер подумает, что это не число, а имя переменной.
Например, число FF в исходном коде на ассемблере должно быть записано как 0FFh.