Как стать программистом Как устроен компьютер. Что такое программа. Как написать свою программу. И многое другое узнаете вы из этой книги. Получить бесплатно! |
Команда DIV
Лучшие книги по Ассемблеру
Сделал подборку не новых, но проверенных книг по программированию на языке ассемблера. Если вы также как и я любите погружаться на низкий уровень, в те закоулки мира программирования, куда не всем путь открыт, то посмотрите. Возможно, что-то вам понравится. Подробнее... |
Инструкция DIV в Ассемблере выполняет деление без знака. Использование этой инструкции похоже на работу команды MUL, хотя, конечно, имеет некоторые особенности, потому что деление - это не умножение )))
Итак, синтаксис команды DIV такой:
DIV ЧИСЛО
ЧИСЛОМ может быть один из следующих:
- Область памяти (MEM)
- Регистр общего назначения (REG)
Эта команда не работает с сегментными регистрами, а также не работает непосредственно с числами. То есть вот так
DIV 200 ; неправильно
делать нельзя.
А теперь алгоритм работы команды DIV:
- Если ЧИСЛО - это БАЙТ, то AL = AX / ЧИСЛО
- Если ЧИСЛО - это СЛОВО, то AX = (DX AX) / ЧИСЛО
Если вы уже изучили инструкцию MUL, то ничего особо нового для вас здесь нет. Ну а если не изучали, то немного напомню.
Обратите внимание, что инструкция DIV работает либо с регистром АХ, либо с парой регистров DX AX. То есть перед выполнением этой команды нам надо записать в регистр АХ или пару регистров DX AX значение, которое требуется разделить. Сделать это можно, например, с помощью уже известной нам команды MOV.
Затем надо в область памяти или в регистр общего назначения записать делитель - то есть число, на которое будем делить.
Далее мы выполняем деление, и получаем результат либо в регистр АL (если ЧИСЛО - это байт), либо в регистр AX (если ЧИСЛО - это слово).
Остаток от деления
Как вы понимаете, инструкция DIV выполняет целочисленное деление. При этом остаток от деления, если таковой имеется, будет записан:
- В регистр АН, если ЧИСЛО - это байт
- В регистр DX, если ЧИСЛО - это слово
Никакие флаги при этом не изменяются. А если и меняются, то об этом ничего не сказано в документации, следовательно, проверять флаги нет необходимости.
Просто если есть сомнения, что деление выполнено без остатка, надо проверить содержимое регистров AL или DX в зависимости от того, какой размер имеет ЧИСЛО.
Пример деления в Ассемблере
Итак, например, нам надо 250 разделить на 150. Тогда мы делаем так:
MOV AX, 250 ; Делимое в регистр AX MOV BL, 150 ; Делитель в регистр BL DIV BL ; Теперь АL = 250 / 150 = 1, AH = 100
Обратите внимание, что нам приходится два раза использовать команду MOV, так как команда DIV не работает непосредственно с числами, а только с регистрами общего назначения или с памятью.
После выполнения этого кода в регистре АL будет результат целочисленного деления числа 250 на число 150, то есть число 1, а в регистре АН будет остаток от деления - число 100 (64 в шестнадцатеричной системе).
Теперь попробуем число 50000000 разделить на 60000.
MOV DX, 762 ; Делимое - в пару регистров DX AX MOV AX, 61568 ; (DX AX) = 50000000 MOV BX, 60000 ; Делитель в регистр BX DIV BX ; Теперь АХ = 50000000 / 60000 = 833 (341h) ; DX = 20000 (4E20h)
Для записи делителя в пару регистров DX и AX используются две команды MOV. В нашем примере в регистр DX будет записано число 762 (02FA - в шестнадцатеричной системе), а в регистр АХ - число 61568 (F080 - в шестнадцатеричной системе). А если рассматривать их как одно число (двойное слово), где в старшем слове 762, а в младшем - 61568, то это и будет 50000000 (2FAF080 - в шестнадцатеричной системе).
Затем в регистр BX мы записываем число 60000 и выполняем команду деления. В результате в регистре АХ будет число 833 (или 341 в шестнадцатеричной системе), в регистре DX - остаток от деления, который в нашем случае будет равен 20000 (или 4E20 в шестнадцатеричной системе).
В конце как обычно расскажу, почему эта команда ассемблера называется DIV. Это сокращение от английского слова DIVIDE, которое можно перевести как “разделить”.
Подписаться на Дзен-канал
Вступить в группу "Основы программирования" Подписаться на рассылки по программированию |
Первые шаги в программирование
Главный вопрос начинающего программиста – с чего начать? Вроде бы есть желание, но иногда «не знаешь, как начать думать, чтобы до такого додуматься». У человека, который никогда не имел дело с информационными технологиями, даже простые вопросы могут вызвать большие трудности и отнять много времени на решение. Подробнее... |